Принципы 3D-моделирования в Blender | Yudaev.School

Принципы 3D-моделирования в Blender

345 просмотров

Поделиться в социальных сетях

Узнайте, чем уникален Blender, почему он стал любимым инструментом 3D-дизайнеров по всему миру и какие преимущества открывает программа для новичков и профессионалов.

как работать в блендере

Почему Blender так популярен в 3D-моделировании

Blender — бесплатное и универсальное ПО для трёхмерной графики и анимации. Его выбирают и новички, и опытные специалисты в области 3D-дизайна. Программа совмещает в себе всё необходимое для моделирования, анимации и визуализации.

Основные возможности Blender

НаправлениеЧто включает
Моделирование объектовПолигональное моделирование (работа с многоугольниками), NURBS (создание плавных форм на сплайнах), Sculpting (цифровое скульптурирование для детализации).
Имитация физических процессовЖидкости, дым, огонь, растительность, снег, взрывы, фейерверки.
АнимацияРиггинг для управления объектами, прямая и обратная кинематика для естественных движений, морфинг для плавных трансформаций, ключевая анимация для построения промежуточных кадров.
Текстурирование и рендерингUV-развёртка для нанесения текстур, фотореалистичный рендеринг в Cycles с учётом физического света.

Для кого подходит Blender

  • Студентам и новичкам — как первый инструмент для освоения 3D.
  • Дизайнерам и художникам — для профессиональной работы с графикой.
  • Студиям и фрилансерам — благодаря бесплатной лицензии и широким возможностям.

💡 Blender объединяет мощь профессионального софта и доступность для каждого. Всё, что нужно — это желание учиться и немного практики.

Как освоить Blender

Освоить трёхмерную графику можно на курсе «3D-визуализатор» от Yudaev.School.
📌 За 3 месяца студенты:

  • научатся уверенно работать в Blender,
  • создадут проекты для кино, рекламы, мультфильмов и клипов,
  • соберут 13 готовых работ в портфолио,
  • получат диплом о профессиональной переподготовке.

Базовые техники 3D-моделирования в Blender

В Blender существует несколько подходов к созданию трёхмерных объектов. Каждый из них имеет свои особенности и применяется в разных задачах.

★ Полигональное моделирование

Это классический метод построения 3D-моделей на основе полигональных сеток (многоугольников).

  • Начинают обычно с простых примитивов: сферы, куба, цилиндра.
  • Далее фигуры можно растягивать, сжимать, вырезать лишние элементы и добавлять новые.
  • Такой подход универсален и подходит для большинства объектов.
моделирование в блендер
Пример полигонального моделирования

★ NURBS-моделирование

Метод основан на использовании сплайнов — кривых, которые напоминают резинку, натянутую между несколькими точками.

  • Перемещая точки, дизайнер управляет формой линии.
  • Гладкие и плавные поверхности позволяют создавать органичные формы.
  • Идеально для машин, кораблей, архитектурных объектов.
3д моделирование в блендер
Пример NURBS-моделирования

★ Скульптурное моделирование

Здесь модель обрабатывается виртуальными инструментами — «кистью» или «резцом».

  • Метод напоминает лепку из глины.
  • Подходит для создания лиц, тел и других органических форм.
  • Используется в художественном моделировании и для проработки деталей.
как работать с блендером
Пример скульптурного моделирования

★ Процедурное моделирование

Техника, основанная на алгоритмах и параметрах.

  • Достаточно задать размеры окон, дверей и этажей — программа соберёт здание автоматически.
  • Особенно полезно при создании множества однотипных объектов: домов, деревьев, толпы людей, птиц.
3d моделирование blender
Пример процедурного моделирования

Как выбрать метод?

  • Полигональное моделирование — универсальный вариант для большинства задач.
  • NURBS — лучшее решение для плавных и естественных поверхностей.
  • Скульптинг — незаменим в художественных проектах.
  • Процедурное моделирование — оптимально при массовом производстве однотипных объектов.

Основные принципы 3D-моделирования в Blender

В Blender существует два подхода к созданию моделей: деструктивный и процедурный.

  • Деструктивный метод основан на изменении геометрии вручную. Каждое действие сразу влияет на структуру модели: вытягивание грани, смещение вершины или редактирование полигона моментально обновляют исходные данные.
  • Процедурный метод предполагает автоматическую генерацию геометрии. Художник задаёт параметры, а компьютер строит объект по формулам, правилам и скриптам. Такой подход позволяет, например, создать ландшафт или дерево на основе набора инструкций.

Пример процедурного подхода

В Blender для процедурного моделирования используются модификаторы — последовательность операций, применяемых поверх геометрии объекта. Настроить их можно через панель Geometry Nodes.

Geometry Nodes в Blender
Панель Geometry Nodes

Шаг 1️⃣. Базовый объект

При запуске Blender на сцене по умолчанию появляется куб. Чтобы сделать его более детализированным, добавим модификатор Subdivision Surface:

  • Перейдите в Object Mode Object Modifiers Generate Subdivision Surface.
  • Куб получит больше полигонов и станет гладким.
как делать модельки в блендере

⚠️ Иногда объект может исчезнуть после применения модификатора. Чтобы это исправить:

  • Зайдите в Edit Preferences Viewport Subdivision.
  • Снимите галочку и повторите применение Subdivision Surface.
работа в блендере

Шаг 2️⃣. Дублирование объекта

Теперь создадим несколько копий куба с помощью модификатора Array:

  • В меню выберите Object Mode Object Modifiers Generate Array.
  • В правой панели (иконка гаечного ключа) в поле Count укажите нужное количество копий.
  • Например, если задать значение «8», в сцене появятся восемь одинаковых кубов.
основы блендера

Таким образом, процедурное моделирование позволяет автоматизировать многие рутинные операции и создавать сложные сцены буквально за несколько шагов.

Деструктивный vs Процедурный подход в Blender

ПодходОсобенностиПреимуществаОграничения
ДеструктивныйРедактирование геометрии вручную (смещение вершин, вытягивание граней, удаление полигонов).Простота, наглядность, полный контроль художника.Все изменения необратимы, сложно откатить шаги.
ПроцедурныйГенерация объектов с помощью правил, формул и модификаторов (Geometry Nodes).Гибкость, автоматизация, возможность быстро менять параметры.Более сложное освоение, требуется знание логики и алгоритмов.

☝️ Таким образом, деструктивный подход проще для новичков и подходит для точной ручной проработки моделей. Процедурный же метод открывает больше возможностей для автоматизации и удобен при создании сложных или повторяющихся объектов.

Советы для начинающих в Blender

Если вы только начинаете осваивать 3D-моделирование, вот несколько практических рекомендаций, которые помогут быстрее освоить Blender и избежать типичных ошибок.

1. Начинайте с простых моделей

Попробуйте построить базовые объекты — куб, сферу или чайник. Сначала создайте общую форму, а затем постепенно добавляйте детали. Такой подход позволит двигаться от простого к сложному без перегрузки.

2. Используйте горячие клавиши

Blender включает более 1000 комбинаций клавиш, которые значительно ускоряют работу. С их помощью можно быстро вызывать меню, поворачивать объекты и выполнять десятки операций без лишних кликов.

3. Освойте модификаторы

Модификаторы экономят массу времени:

  • Subdivision Surface — сглаживание и добавление полигонов.
  • Mirror — симметричное построение модели.
  • Solidify — придание толщины стенам и поверхностям.

4. Работайте с референсами

Держите под рукой фотографии или эскизы объектов, которые моделируете. Сравнение с оригиналом поможет точнее воспроизвести пропорции и мелкие детали.

5. Следите за чистотой сетки

Регулярно проверяйте:

  • нет ли двойных вершин,
  • правильно ли направлены нормали.

Это избавит от проблем на этапах анимации и финальной обработки.

☝️ Blender — мощный инструмент, но именно системный подход к обучению сделает ваш прогресс быстрым и стабильным.

Автор:

Алексей Кузьмичев

Арт-директор, графический и веб-дизайнер, наставник

Поделиться в социальных сетях

Вернуться в начало страницы

Популярные статьи

Все

3D-дизайн

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

Моушн-дизайн

Веб-дизайн

Графический дизайн

9 программ для рисования на компьютере

Веб-дизайн

Графический дизайн

Приложения для обработки фото на телефоне

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

7 популярных фотостоков для заработка: где выгоднее продавать фотографии

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

Как сделать свои стикеры в Telegram: 5 способов для iPhone, Android и ПК

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

Где найти бесплатные библиотеки 3D-моделей для Blender

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

11 бесплатных нейросетей на русском языке

3D-дизайн

Принципы 3D-моделирования в Blender

3D-дизайн

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

Моушн-дизайн

Cinema 4D: как освоить мощный инструмент для 3D-графики и анимации

3D-дизайн

UX/UI

Веб-дизайн

Графический дизайн

Моушн-дизайн

Кто такой контент-мейкер и чем он занимается

Моушн-дизайн

DaVinci Resolve: обзор программы, цена и возможные аналоги

3D-дизайн

3D моделирование: основные типы, базовые принципы и популярные инструменты

Моушн-дизайн

Что такое моушн-дизайн, где он используется и как стать motion-дизайнером

3D-дизайн